Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Газета «Тихоокеанская звезда», 17. 07. 2002 г. "Куклы живут в закулисье"

То, что Хабаровск прирастает культурой,- очевидный факт. Когда-то мы мечтали о кукольном театре, о стационарном цирке, хорошем концертном зале. Сейчас есть у нас и театр для самых маленьких, и красавец цирк, и концертный зал откроется в октябре.

Краевой театр кукол торжественно открыли 27 декабря 1997 года, переделав под него помещение небольшого кинотеатра. А нынче,21 июля, этот театр завершает свой пятый творческий сезон и готовится отмечать зимой первый маленький юбилей. - За это время сложилась интересная труппа, что было делом нелегким, - рассказывает директор театра Александр Емельянов. - Кукольный жанр требует многообразия актерского проявления на сцене. Это и техника владения куклами, и особая пластика, вокал, речь. Раньше таких специалистов обучали в Иркутске, в театральном училище. Сегодня за обучение каждого будущего артиста надо платить. Костяк труппы складывался не сразу, основу ее составили ребята, работавшие в биробиджанском театре «Кудесник». Оттуда же на первые постановки приглашали и режиссера Ю.Асеева, который сегодня успешно работает кукольником в Германии.

- В вашем театре, Александр Петрович, без режиссера спектакль не поставишь…

- Тем более, что нужен профессионал особой направленности. Работали у нас несколько режиссеров, последним был хороший профи – кукольник Юрий Уткин, сманили мы его их Братска, поставил он три удачных спектакля. Но захотел вернуться домой, как удержать человека? Мы даже квартиру ему предложить не могли. У нас ставили спектакли и хабаровчане – покойный Александр Мещеряков, Вадим Паршуков. Музыку к спектаклям сочиняет Дмитрий Голланд… Мы, конечно, нашли нового режиссера, работавшего в читинском кукольном (а этому театру около семидесяти лет). Он будет ставить спектакль-сказку «Пиноккио», покажем ее в ноябре.

- Сколько же спектаклей в репертуаре вашего театра сегодня?

- Семнадцать, тринадцать из них – рабочие, теперь у нас есть возможность выбирать, что детям показывать. Спектакль «Стрелец» («Про Федота-стрельца, удалого молодца») у нас вечерний, для взрослых зрителей, в нем речь идет о серьезных вещах.

- Сколько же зрителей у вас побывало за это время?

- Это отчетная цифра, мы ее, конечно, знаем: 130 тысяч. У нас неплохая гастрольная карта, недавно вернулись из Николаевска-на-Амуре, выступали не только в городе, но и в поселках. Ездим по краю часто, в Чите побывали. Зал у нас, конечно, весьма мал, всего семьдесят мест, в выходные дни играем по три спектакля, и все - аншлаговые. В театре тесно, к сожалению, мы использовали все возможности для расширения.

- Зал, к сожалению, ни расширить, ни удлинить. В следующем году слегка его поднимем, поставим мягкие диванчики. Теснота в наших цехах – жуткая, удалось приобрести соседнюю квартиру, оборудовать в ней гримёрки. А все цеха ютятся в подсобках, столярка вообще в соседнем здании.

- Где вы берете кукол для спектаклей?

- Сами делаем! У нас есть классные специалисты, небольшие специальные цеха. Бывший модельер Наталья Гусева, к примеру, освоила все азы кукольного искусства, доросла у нас до заведующей постановочной частью; повезло и с главным художником – это Наташа Павлишина, дочь известного мастера. Есть свои конструкторы-кукольщики, ведь кукла подвижная, живая. Ее рождение – своя наука, начинается кукла с гипсовой отливки, с образа, маски, затем обретает форму, потом ее надо одеть, обуть, что-то подрисовать, придать ей характер. Это сложный творческий процесс, в нем участвуют все наши специалисты, я бы назвал это ансамблем…

Театр кукол на улице Ленина – это приют доброты, сказок и радости для хабаровских малышей. В нем, как в настоящей сказке, им все интересно. Но это парадная его часть, а там, где рождается искусство, в закулисье, удручающая теснота, в узких коридорах вдвоем не разойтись, реквизит заполняет все свободные уголки, даже на полу лежит. И что такое семьдесят мест на большой город? Придет время, и станет очевидным – такому театру нужен вой сказочный терем, просторный и светлый. Ведь сумел доказать молодой коллектив свою творческую самостоятельность и признание самых юных зрителей. Они ведь без сказак и кукол жить не могут.

Александр Чернявский