Репортаж из хабаровского театра кукол
Здесь игрушки руководят человеком
За минуту до начала представления, актриса театра кукол посмотрела на меня в упор и серьезно сказала: «Зачем ты спрашиваешь, как я сюда попала? Разве неясно? Театр меня приз-вал».
Я рассеянно кивнула, хотя на самом деле ничего не поняла. Актриса улыбнулась: «Сиди за кулисами. Смотри. Слушай. Тогда ты догадаешься сама».
Кукольный театр – это небольшое помещение на улице Ленина. Чтобы попасть за кулисы, нужно спуститься по небольшой лестнице, затем, как в кроличью нору, нырнуть в темный коридор, взлететь куда-то вверх.
Т-с-с, тихо! В зрительном зале идет спектакль «Еще раз о Красной шапочке». Проберемся за ширму, к актерам, но перед этим кинем взгляд на сцену. Здесь – кульминация спектакля. Серая кукла с маленькими злыми глазами и острыми зубами рычит: «Сейчас я съем красную шапочку!».
Волка «играет» Олег Грицаев – худой мужчина средних лет. «Пить хочется» – тихо говорит совсем не «волчьим» голосом он.
- Волк, уходи! Или мы принесем из дома автомат! – слышится ор из зала. Смотрю, кто это. Дети! Вот она, самая преданная публика.
Актеры хохочут: «Наши зрители – самые открытые, добрые и благодарные на свете! Мы не можем представить, как работаем в другом месте!»
В «Красной шапочке» задействовано семь кукол и три человека. Как же они справляются со всем этим? Оказывается, куклу достаточно всего лишь взять в руки.
- Видишь зайчика? Обыкновенная игрушка. А теперь… – с этими словами актриса Наталья Овчаренко берет безжизненную куклу.
Сначала зайчик потянулся. Затем, словно пробуждаясь ото сна, протер себе глазки. И чихнул.
- Только проснулся – и рвется актер на сцену. Его ждет публика, – Наталья разводит руками. – С тобой разговаривать зайчик не хочет, нет у него времени…
В одной руке у актрисы Евгении Гончаренко Красная шапочка, в другой – бабушка. Сегодня у нее сразу две роли. У каждой «свой» голос, манера поведения и характер. Как правильно сыграть? Очень просто – куклы руководят человеком сами…
- Это называется пе-ре-воп-ло-щение,- объясняет Евгения. – Все куклы живые. С ними надо научиться общаться. Для этого часто я забираю их домой. Разговариваю. И мне кажется, что они мне отвечают. Только во сне…
Конечно, у актера дикция должна быть хорошая, и речь грамотная, и голос, адекватный персонажу. По словам кукольников то, что умеют они, повторит не каждый драматический актер. Потому что непросто быть актером в театре, где настоящие актеры – куклы.
А где же начинается жизнь кукол до их выхода на публику? В обычной пятиэтажке по улице Шеронова. Хотите попасть в бутафорский цех кукольного театра? Подойдите к первому подъезду и три раза постучите в окно. «Тук-тук-тук!» – так я туда попала.
Встречает меня Ольга Гераймович – бутафор. В ее обязанностях – крепить к игрушкам крылышки, пуговки, бусинки. Вырезать, клеить из проволоки, фанеры. Вот такая веселая работа.
- Напишите в своей газете – куклы живые! Это уже доказанный факт. Поработай с мое, и сама увидишь, – серьезно говорит бутафор. – Актеры нашего театра не могут управлять человеком, но он обязан им подчиняться. Понимаешь?
В рабочем кабинете Ольги – вечный Новый год. Яркие ленты, мишура, серпантин… Тут же – почти готовые игрушки.
- Это червячок, а это – дракоша. Посмотри, какая прелесть… Очень их люблю.
Сюда куклы попадают после того, как их шьют модельеры. Наталья Гусева работает здесь швеей уже шестнадцать лет, с самого открытия. В работу влюбилась, и уже не представляет себя в другом месте. А скольким куклам она дала жизнь за все это время!
- Однажды я видела, как девочка сшила небольшую куколку, одела ее на руку и… удивленно захлопала глазами. «Да он же живой! А зовут его – Гоша!» – кричит. Вот это, можно сказать, ее первенец.
В мастерской работают два бутафора, две швеи, один декоратор и конструктор по куклам. Здесь было создано несколько тысяч добрых, злых, мягких, пластиковых, но главное – живых игрушек.
9.02.2014