Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

электронная газета "ХАБinfo" 30.01.2014 Репортаж из хабаровского театра кукол

За минуту до начала представления, актриса театра кукол посмотрела на меня в упор и серьезно сказала: «Зачем ты спрашиваешь, как я сюда попала? Разве неясно? Театр меня приз-вал».

Здесь игрушки руководят человеком

За минуту до начала представления, актриса театра кукол посмотрела на меня в упор и серьезно сказала: «Зачем ты спрашиваешь, как я сюда попала? Разве неясно? Театр меня приз-вал».

Я рассеянно кивнула, хотя на самом деле ничего не поняла. Актриса улыбнулась: «Сиди за кулисами. Смотри. Слушай. Тогда ты догадаешься сама».


Волк читает сказку о себе

Кукольный театр – это небольшое помещение на улице Ленина. Чтобы попасть за кулисы, нужно спуститься по небольшой лестнице, затем, как в кроличью нору, нырнуть в темный коридор, взлететь куда-то вверх.

Т-с-с, тихо! В зрительном зале идет спектакль «Еще раз о Красной шапочке». Проберемся за ширму, к актерам, но перед этим кинем взгляд на сцену. Здесь – кульминация спектакля. Серая кукла с маленькими злыми глазами и острыми зубами рычит: «Сейчас я съем красную шапочку!».

Волка «играет» Олег Грицаев – худой мужчина средних лет. «Пить хочется» – тихо говорит совсем не «волчьим» голосом он.


Олег Грицаев

- Волк, уходи! Или мы принесем из дома автомат! – слышится ор из зала. Смотрю, кто это. Дети! Вот она, самая преданная публика.

Актеры хохочут: «Наши зрители – самые открытые, добрые и благодарные на свете! Мы не можем представить, как работаем в другом месте!»

В «Красной шапочке» задействовано семь кукол и три человека. Как же они справляются со всем этим? Оказывается, куклу достаточно всего лишь взять в руки.

- Видишь зайчика? Обыкновенная игрушка. А теперь… – с этими словами актриса Наталья Овчаренко берет безжизненную куклу.

Сначала зайчик потянулся. Затем, словно пробуждаясь ото сна, протер себе глазки. И чихнул.


актеры спектакля “О Красной Шапочке”

- Только проснулся – и рвется актер на сцену. Его ждет публика, – Наталья разводит руками. – С тобой разговаривать зайчик не хочет, нет у него времени…

В одной руке у актрисы Евгении Гончаренко Красная шапочка, в другой – бабушка. Сегодня у нее сразу две роли. У каждой «свой» голос, манера поведения и характер. Как правильно сыграть? Очень просто – куклы руководят человеком сами…

- Это называется пе-ре-воп-ло-щение,- объясняет Евгения. – Все куклы живые. С ними надо научиться общаться. Для этого часто я забираю их домой. Разговариваю. И мне кажется, что они мне отвечают. Только во сне…

Конечно, у актера дикция должна быть хорошая, и речь грамотная, и голос, адекватный персонажу. По словам кукольников то, что умеют они, повторит не каждый драматический актер. Потому что непросто быть актером в театре, где настоящие актеры – куклы.


Наталья Овчаренко и Евгения Гончаренко

А где же начинается жизнь кукол до их выхода на публику? В обычной пятиэтажке по улице Шеронова. Хотите попасть в бутафорский цех кукольного театра? Подойдите к первому подъезду и три раза постучите в окно. «Тук-тук-тук!» – так я туда попала.

Встречает меня Ольга Гераймович – бутафор. В ее обязанностях – крепить к игрушкам крылышки, пуговки, бусинки. Вырезать, клеить из проволоки, фанеры. Вот такая веселая работа.

- Напишите в своей газете – куклы живые! Это уже доказанный факт. Поработай с мое, и сама увидишь, – серьезно говорит бутафор. – Актеры нашего театра не могут управлять человеком, но он обязан им подчиняться. Понимаешь?


Ольга Гераймович

В рабочем кабинете Ольги – вечный Новый год. Яркие ленты, мишура, серпантин… Тут же – почти готовые игрушки.

- Это червячок, а это – дракоша. Посмотри, какая прелесть… Очень их люблю.

Сюда куклы попадают после того, как их шьют модельеры. Наталья Гусева работает здесь швеей уже шестнадцать лет, с самого открытия. В работу влюбилась, и уже не представляет себя в другом месте. А скольким куклам она дала жизнь за все это время!


Наталья Гусева

- Однажды я видела, как девочка сшила небольшую куколку, одела ее на руку и… удивленно захлопала глазами. «Да он же живой! А зовут его – Гоша!» – кричит. Вот это, можно сказать, ее первенец.

В мастерской работают два бутафора, две швеи, один декоратор и конструктор по куклам. Здесь было создано несколько тысяч добрых, злых, мягких, пластиковых, но главное – живых игрушек.


Спектакль!

Елена Проколова.