Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Газета «Хабаровские вести», 28.11.2003 г. "Кукловод, волшебник и маг"

Среди артистов театра Кукол Сергей Чижов как-то выделяется: то ли скромностью, то ли внешним спокойствием. А в глазах всегда азарт и уверенность, которые отличают человека с задатками лидера. Он артист-кукловод, к тому же имеет две режиссерские постановки. В основе его профессии лежит умение дарить радость людям, большим и маленьким, а это дано не каждому. Кукольники вообще очень странные люди, но только в их руках способна оживать кукла.

- Сергей, обычно мальчишки мечтают о какой-то мужественной профессии. Неужели ты исключение и с детства мечтал о театре?

- В детстве я мечтал стать летчиком или таксистом, но в школе всегда был в гуще культурных событий. А вот с точными науками я не дружил и , наверное, не случайно поступил в ХГИИиК на отделение народно-хорового искусства. А через полтора года оставил институт и в результате закончил Биробиджанское культпросветучилище и стал режиссером массовых форм досуга.

- А как же ты стал артистом театра кукол?

- Там же, в Биробиджане, Юрий Асеев организовал театр кукол и пригласил меня. Я растерялся, когда первый раз куклу взял в руки. Непривычно, неудобно, кукла мешает, я будто при ней, а раньше все делал сам, живым планом. Очень тяжело было и физически, и эмоционально. Когда освоился, легче стало. Я уже понял, что такое синтез человека и куклы. Она ведь не всегда от человека зависит, чаще кукла артисту во многом подсказывает характер и линию поведения. В результате кукла и артист становятся одним целым.

- Значит, освоив куклу, ты решил попробовать себя в Хабаровском театре кукол?

- Вскоре после открытия театра Юрия Асеева пригласили главным режиссером. Я тоже приехал. Но опыта работы у меня было полтора месяца. Нас, актеров, в театре немного. И учились мы все вместе и всему сразу: кукловождению, вокалу, пластике, хореографии, сценречи. Это теперь о нас говорят: профессионалы. Но только мы знаем, каким потом и кровью это достается. Разные куклы – перчаточные, марионетки, тростевые, планшетные – все требуют своей техники.

- А с какой куклой интереснее работать?

- Мне нравится с планшетной. Она больше по объему и может «выдать» больше нюансов, живых оценок. Просто человек! Живой человечек! Дети после спектакля подходят и именно такой кукле в ротик конфетку суют. Не актеру, а кукле, потому что она для них – живая!

- Кто же он такой, артист театра кукол?

- Это артист, умеющий работать в живом плане и с куклой, то есть артист-кукловод. Это трудная работа. Те, кто во время спектакля попадает за кулисы, стоят, как завороженные. Там свой спектакль. Артисты могут по несколько ролей играть, меняя кукол, пластику, интонацию. Все отточено и ловко, все собраны и спокойны, хотя и чувствуется напряжение. А из зала все кажется легко, просто, красиво и очень загадочно.

- И все роли любимые?

- Все играют с удовольствием. Очень люблю своего Волка в спектакле «Если бы не бабушка» и Горана в спектакле «Маленькая фея». А самый любимый сказочный персонаж – Дед Мороз.

- В вашем театре не боятся экспериментировать. Сначала вы удивили, взяв в репертуар спектакль «Стрелец» по пьесе Леонида Филатова, потом ты рискнул дебютировать как режиссер.

- Творчество всегда сродни риску. Я люблю наш спектакль «Стрелец». По настоящему драматический спектакль, и мне кажется, что он раскрыл какие-то новые возможности труппы. Что же касается моего режиссерского дебюта, вряд ли бы я взялся, если бы в театре не было хорошей творческой атмосферы. И «Лисенок-плут» и «Не хочу быть собакой» - во многом коллективное творчество. Да, мое видение спектаклей мне помогли реализовать мои друзья – артисты и художник. Просто мы доверяли друг другу, прислушивались, советовались. Но за все, конечно, отвечал только я. Без доверия друг другу ничего бы не получилось. Просто есть команда единомышленников, и спектакли получились. Они зрителям нравятся, а это самое главное, ведь для них мы и работаем.

- Стало быть ты счастливый человек?

- Конечно, счастливый. У меня есть любимая работа, от которой я получаю удовольствие, а мне за это еще и деньги платят. Есть зрители, которым моя работа нравится, которых я могу заставить плакать или смеяться. У меня есть мои друзья-коллеги, на которых я могу положиться, есть мой театр, который стал формой моего существования, в котором дружно живут куклы и люди и дарят друг другу радость общения.

Наталья Ангарская, заведующая литературной частью Хабаровского ТЮЗа