Газета «Знамя Пионера», 29.01.1938 г. "Театр Кукол"
Вы, конечно, видели, ребята, кукольный театр. Так вот: Эти смешные маленькие актёры на маленькой сцене – ширме, выступающие в роли живых людей, самые старые актёры мира.
Ещё ни на востоке, ни на западе люди не знали театрального представления, а маленькие человечки, вырезанные из дерева или сшитые из тряпок, уже начинали свою многовековую историю. Сколько лет этому театру, трудно даже сказать. По одним данным ему насчитывается 4000 лет, по другим – 3000, по третьим – даже целых 5000 лет.
В далёкой седой старине в глубине веков теряется его начало. Зародился он впервые на востоке в храмах древних народов, в среде жрецов и монахов. Попы всегда были хитры и лукавы. Лукавые и жадные жрецы, в целях укрепления своего авторитета и своей религии, пускались на всяческие обманы. Создавая в куклах образы своих уродливых и свирепых богов, жрецы заставляли их двигаться, говорить, отвечать на вопросы и этим вводили в обман тёмные народные массы.
С востока куклы были перенесены в Европу. Но и здесь жрецы христианской церкви старались использовать их в своих целях. Прибегая к тем же обманным уловкам, они преподносили народу, как чудеса церкви, игру «живых» кукол, заставляя верить в подлинность этих чудес. И невежественный, тёмный народ в те мрачные времена средневековья верил в эти чудеса, не умея объяснить «как и почему движутся, как живые, эти куклы?».
Но как ни были хитры жрецы, как ни скрывали они секреты обманов, находились люди проникавшие в поповские тайны. Так, очевидно, была раскрыта и тайна живой куклы. Кукла попала в народ. И вот наряду с куклами религиозными начали появляться куклы народного театра.
Куклы народного театра уже резкая противоположность куклам попов. Маленькие человечки из дерева и тряпок, часто уродливые, плохо сделанные из-за недостатка средств и возможностей, часто не имеющие даже и ширмы, а просто выступающие над укрепленной на деревянном круге, или подвешанной где-нибудь тряпкой служат уже не средством обмана, а становятся бичом угнетателей, притеснителей и народных обидчиков: князей, попов, дворян, купцов. Они проникают в самую гущу народа, вбирают в себя в общественных местах: ярмарках, площадках, базарах всю ненависть и гнев народа против поработителей. Они хлещут и бьют их ядовитой насмешкой, издёвкой, злым словом, беспощадной правдой, отражая уродства быта и общественного строя. Протестующий против ненавистного уклада жизни, народный театр кукол создаёт своего героя, влагая в его речи и поступки, своё отношение к миру и сильным его. Разными именами в разных странах назывался этот герой. На разных языках звучала его живая и быстрая речь. В Англии назывался он Панчем, в Италии – Пульчинелло, во Франции – Полишинелем, Карагезом – в Турции, Гансвуретом – в Германии, Петрушкой – в России. Но, начиная от своего прародителя индийского Видашуна, он был всегда всё тем же, лишь видоизменённым, слегка приспособившимся к быту и укладу того народа, от которого выступал. Бунтарь, драчун, забияка, насмешник – он на всех площадях мировых городов колотил палкою представителей власти, издевался над жадностью попов и купцов, хохотал над глупостью дворян и чиновников, находя самый живой отклик в сердцах бедняков, горячо приветствующих его.
Не по душе, конечно, приходился этот неугомонный «грубиян», не признающий ни чертей, ни богов, ни князей, ни попов, всем богатеям, мироедам, эксплуататорам. Чуть ли не с самого начала своего существования народный кукольный театр специальными указаниями царских, церковных и иных властей запрещается, преследуется, карается. Ему не дают выступать, не дают творчески развиваться, гонят из города, преследуют в деревнях, вытесняют даже с грязных окраин. И столетиями длится гонение. Но непоколебим, непобедим дух протеста народного. Гонимый, стесненный во всём, без крова и приюта, ведомый безвестными актёрами-бродягами, безымянными народными кукольниками, он дошёл до наших дней, пронеся через все преграды своё замечательное искусство.
Тысячи лет существует кукольный театр, но никогда и ни где эта замечательная форма народного творчества не имела ни условий, ни возможности для свободного развития и расцвета. Напротив её всячески стесняли, сжимали, уничтожали. Лишь теперь, после Великого Октября, в нашей замечательной стране, под неусыпным вниманием партии и правительства кукольный театр получил, наконец, право свободно жить, творить и расти. Немного лет сравнительно, насчитывает советский кукольный театр, каких-нибудь 10 – 15 лет, но разве можно узнать теперь в нём старого загнанного бродячего Петрушку? Широка и ясна лежит перед ним творческая дорога, несказанно богаты его творческие возможности.
Художник краевого театра кукол - И. ПОПЛАВСКИЙ