Приамурка.ru «Нам 15! Весна-а-а!» Хабаровский краевой театр кукол отпраздновал юбилей
Впрочем, погружение в волшебный мир началось еще с порога. Гостей встречали ожившие куклы-марионетки — артисты дружественного ТЮЗа, которые приветственно обнимали, их помогали раздеться и предлагали почувствовать себя творцами весны, подышав на зеленеющие веточки в индивидуальных сугробиках. В холле постепенно вырастало дерево, на которое все приглашенные крепили зеленые листочки с поздравлениями и пожеланиями.
Артисты театра кукол — люди беспокойные, ищущие, креативные — не смогли не порадовать гостей своим искусством в не совсем обычной для них манере. Представление «Нам 15! Весна-а-а!», которое они показали на юбилее вместе с коллегами из ТЮЗа, изначально планировалось как одноразовая акция, приуроченная к празднику. Но, глядя на результат еженедельного совместного творчества артистов и режиссера Константина Кучикина, и у зрителей, и у самих авторов появилась твердая уверенность в том, что из этого можно сделать интересное вечернее шоу для взрослых.
В маленький, но очень дружелюбный театр пришли первые лица хабаровского культурного сообщества, которые с искренней радостью поздравляли юбиляров и умилялись столь несолидным возрастом этого миниатюрного, но необходимого юному зрителю очага искусства. Министр культуры Александр Федосов вручил артистам и техническим работникам почетные грамоты и благодарственные письма, а коллеги из других театров преподносили стихи и подарки. И все гости были единодушны в одном пожелании — чтобы краевой театр кукол однажды обрел свое отдельное просторное здание.
Втиснутая на первый этаж многоквартирного дома крошечная сцена с залом на 70 мест давно не отвечает потребностям маленьких хабаровских театралов. Как и мастерская, где рождаются куклы и реквизит для многочисленных спектаклей, ютящаяся в двухкомнатной квартирке в том же здании. Александр Федосов признался кукольникам:
— Чувствую себя в долгу перед вами. Мы видим, что театр давно перерос свои площади. Ему необходимо просторное, светлое помещение, чтобы он был действительно краевым театром. Когда я приехал сюда впервые пятнадцать лет назад из Чегдомына, мне он показался большим, а для маленьких зрителей он поистине великий. Желаю, чтобы ваш театр всегда был востребован и обещаю всегда вам помогать.
Председатель хабаровского отделения СТД Николай Евсеенко, когда-то давно руководивший местным ТЮЗом, считает детские театры особенным местом, несущим другую атмосферу и ощущения, чем драматический и музыкальный, которые он теперь возглавляет.
— С точки зрения жанра, считаю, что театр кукол — самый лучший в мире, поскольку с него начинается собственно театр для каждого зрителя. Здесь царит сакральный, таинственный мир, куда вы вводите лучшего зрителя планеты — чистых душой и помыслами детей, которые впитывают искусство и то добро, которое оно несет. Я помню, как начинался этот театр, одним из инициаторов его создания стал тогдашний министр культуры Хабаровского края Валерий Журомский, горевший этой идеей, — рассказал собравшимся Николай Евсеенко. — С годами оказалось, что он был прав. Вижу, во что вы выросли. Желаю вам успеха, а самое главное — любви вашего маленького зрителя, и надеюсь, что следующий юбилей мы отпразднуем с размахом в большом современном отдельном здании.
Поздравить собратьев по искусству с юбилеем пришел и главный режиссер Хабаровского краевого театра драмы и комедии Владимир Оренов.
— Мы все вышли, как из гоголевской «Шинели», из театра кукол. Причем, как показывает время, отсюда не уходим, и надеюсь, не уйдем никогда. Когда я репетирую со своими актерами, мне иногда хочется репетировать в театре кукол, — пошутил режиссер. — Кто был признан лучшим актером двадцатого века? Чарли Чаплин, который прославился благодаря своей маске. Мы все носим маски, это приходит к нам из детства, от театра кукол. В этом театре, в понимании режиссера Кучикина я видел, как кукла становится маской, образом.
Художественный руководитель муниципального театра пантомимы «Триада» Вадим Гогольков — не только сосед, но и в какой-то мере свой человек в краевом театре кукол.
— Мне посчастливилось поставить здесь два спектакля, — поделился воспоминаниями Гогольков. — Видел, как репетируют эти артисты — очень сосредоточенно, уделяя внимание кукле, лишь поглядывая на режиссера. Вы все делаете замечательно! У ваших кукол — ваши души, тепло сердец и голоса!
Конечно же, для зрителя не особо важны громкие фамилии или врученные где-то награды. Определяющей силой театра является особенная атмосфера, которую в первую очередь создает слаженный актерский ансамбль. В краевом театре кукол с этим все в порядке. Здесь актеры чувствуют друг друга, совпадают психологически, постепенно становясь семьей, несмотря на трудность профессии кукольника, гораздо более сложной, чем мастерство драматического артиста, получают от нее истинное удовольствие, что невозможно не заметить во время спектакля.
К юбилею преобразился внешний вид Хабаровского краевого театра кукол. Вернее, его самая видимая часть. С оконных проемов, выходящих на улицу Ленина, сняли закрывавшие их прежде щиты с афишами спектаклей. На их месте появились инсталляции. Пять окон — пять сказок, отражающих путь взросления маленького театрала — от Дюймовочки и Снегурочки до Ромео и Джульетты. Художник Наталья Павлишина проделала огромную творческую работу, сравнимую с тем, как если бы она создала пять полноценных спектаклей. Отныне и многие годы далее они будут жить у всех на виду, украшая центральную городскую улицу и не оставляя никакого сомнения в том, что здесь живет Сказка.